Лечение кариеса молочного зуба

Кариес молочных зубов — явление распространенное. Заболевание зачастую поражает детские зубки сразу после прорезывания, еще до того момента, когда успеют вырасти все молочные зубы. Некоторые родители не спешат к стоматологу, даже когда кариес переходит в последнюю стадию, а ведь это серьезное заболевание и если его вовремя не лечить, инфекция будет распространяться и приведет к множеству осложнений.

Что такое кариес: виды и причины развития заболевания

Кариес представляет собой процесс разрушения твердых тканей зуба. Детский кариес развивается стремительно: если у взрослых переход от начального к глубокому кариесу занимает годы, то зубы малыша могут быть поражены всего за несколько месяцев. Как правило, кариес охватывает сразу несколько молочных зубов.

Виды кариеса молочных зубов по глубине поражения:

• Поверхностный кариес: наблюдается появление полости незначительных размеров, поражение затрагивает только эмаль зуба. Ребенок может испытывать резкую боль при приеме сладкой или кислой пищи. Требуется обработка пораженных участков фторсодержащими препаратами.
  • Средний кариес характеризует разрушение дентина. Поврежденные зубы реагируют на термические и вкусовые раздражители. Лечение среднего кариеса молочных зубов предполагает пломбирование. Если зуб шатается и на его месте спешит появиться постоянный зуб, пломбирование является бессмысленным.
  • Глубокий кариес является последней стадией заболевания, нередко сопровождающейся периодонтитом, образованием кисты, флюсом.

Осложнения

Эмаль молочных зубов недостаточно крепкая, а потому даже незначительное поражение зуба кариесом, может привести к быстрому разрушению тканей зуба. Наиболее распространенным осложнением кариеса молочных зубов является пульпит. Как правило, заболевание носит хронический характер и появляется даже при наличии маленьких кариозных полостей. Выявить заболевание может только стоматолог, так как несмотря на воспалительный процесс, ребенок длительное время не испытывает дискомфорта.

Если не лечить пульпит, осложнение перетекает в более сложную форму, инфекция поражает ткани, окружающие корень зуба — развивается периодонтит. Родители должны регулярно водить ребенка на профилактические осмотры к стоматологу, так как запущенный кариес молочных зубов может привести к серьезным осложнениям и стать причиной гибели зачатка постоянного зуба.

Что делать, нужно ли лечить детский кариес молочных зубов?

Лечить кариес молочных зубов нужно, причем чем раньше, тем лучше. Причин тому великое множество:

• Наличие кариозных полостей — это постоянный очаг инфекции. Если его не устранить, то инфекция может быстро распространиться и привести к общей интоксикации организма, а также спровоцировать развитие хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы, почек и проч.
  • Полная смена молочных зубов постоянными завершается к 13–15 годам. Ранняя потеря молочных зубов нарушает развитие челюстного аппарата, в результате чего возможно смещение зубного ряда в будущем.
  • Если молочные зубы выпали задолго до того, как на их месте прорезались постоянные, ребенок испытывает проблемы с пережевыванием пищи и, как следствие, нарушается работа желудочно-кишечного тракта.
  • Разрушенные или утраченные молочные зубы могут стать причиной развития речевых дефектов.

Лечение кариеса без бормашины

Современная детская стоматология предлагает лечение кариеса без использования бормашины:

• Серебрение. Данный метод отлично подходит для лечения начального кариеса. Стоматолог очищает пораженную поверхность и обрабатывает ее 30% раствором нитрата серебра, после чего образуется защитная пленка, которая препятствует дальнейшему развитию кариеса. Процедура занимает всего несколько минут и абсолютно безболезненна и не токсична для малыша.
  • Реминерализация. Процедура направлена на восстановление минерального состава эмали и дентина.
  • Озонотерапия также позволяет лечить начальный кариес без препарирования. Метод основан на уничтожении кариозных поражений посредством молекул озона.
  • Лазерное лечение кариеса успешно применяется в детской стоматологии. Лечение проходит безболезненно и не требует анестезии.
  • Химические препараты. Лечение проводят без бормашины, поврежденные ткани врач удаляет при помощи специального геля.
  • Icon — современный метод лечения начального кариеса. Для предотвращения развития кариозного процесса, пораженный участок запечатывают с помощью специального полимера.

Лечение с препарированием и пломбированием

Обычно если зуб не шатается, то врач стремится его сохранить. Способы лечения молочных зубов и необходимость их пломбирования стоматолог определяет индивидуально. Любые стоматологические процедуры, сопровождающиеся болевыми ощущениями, детям проводят с применением обезболивающих препаратов. Различают: аппликационную, безыгольную, инфильтрационную и проводниковую анестезию.

Часто дети испытывают сильный страх перед лечением, в таких случаях врач может провести седацию с помощью закиси азота. Данный метод направлен на эмоциональное и физическое расслабление: с помощью специальной маски ребенок вдыхает смесь кислорода и закиси азота. После завершения лечения, маску снимают и уже через 10 минут газовая смесь полностью выводится из организма.

В случаях с запущенным кариесом у детей младшего возраста, лечение проводят под общим наркозом.

Специально для лечения детских зубов разработаны цветные пломбы. Лечение превращается в увлекательную игру, малыш может сам выбрать цвет пломбы: красный, зеленый, желтый, голубой и т. д. В состав цветных пломб входят фотополимеры и стеклоиономеры, которые обеспечивают прочность. Кроме того, данные пломбы накапливают фтор, что обеспечивает дополнительную защиту от развития вторичного кариеса.

Профилактика

Профилактика кариеса молочных зубов включает комплекс мер, направленных на сокращение восприимчивости зубов к кариозным поражениям. Основу профилактики составляет правильный рацион питания, качественная гигиена полости рта и регулярные осмотры у стоматолога. В первые годы жизни ответственность за гигиену полностью несут родители. Важно внимательно следить за состоянием полости рта и тщательно очищать ее после каждого приема пищи. Как только у малыша прорезываются зубки, родители должны поддерживать гигиену при помощи специальных мягких щеток. В возрасте 1,5–2 лет ребенка начинают обучать самостоятельному уходу за полостью рта. В зависимости от возраста ребенка, подбирают зубную щетку и специальные зубные пасты. Детям постарше стоматологи рекомендуют использование дополнительных средств гигиены: зубные нити, ополаскиватели.

Отдельного внимания заслуживает рацион питания. Чтобы снизить риск развития кариеса, необходимо максимально сократить употребление сладостей и богатой углеводами пищи, особенно в качестве перекусов. Хорошей профилактикой является замена таких продуктов твердыми овощами и фруктами, так как они отлично чистят зубки от налета. Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, следует добавить в рацион продукты богатые фтором и кальцием (кисломолочные продукты, творог, сыр, рыба).

Родители должны с раннего возраста привить культуру гигиены полости рта ребенку, научить регулярно и правильно чистить зубы, выработать положительное отношение к посещению стоматолога.